Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между вос-питателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв.
Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной иг-ровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Конечно, в зависимости от ситуации мы сами решаем, нужно помочь ребенку или нет. Но в этом контексте речь идет о педагогическом воздействии, которое связано с предварительным обуче-нием, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности.
Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то мы увидим, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из этого можно сделать вывод, что недирективная помощь – это обязательная составляющая успешной социальной ситуации развития детей.
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоцио-нального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Недирективная помощь строится на шести принципах:
-
- Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
-
- Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
-
- Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
-
- Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
-
- Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
-
- Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать общение. Нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию. Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).
Когда мы оказываем недирективную помощь, развиваем у ребенка самостоятельность и иници-ативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
|