Четверг
02.05.2024
05:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
кейс методиста
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
методические рекомендации [13]
кейс [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » методические рекомендации

Недирективная помощь детям

Недирективная помощь это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между вос-питателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв.

Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной иг-ровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

Конечно, в зависимости от ситуации мы сами решаем, нужно помочь ребенку или нет. Но в этом контексте речь идет о педагогическом воздействии, которое связано с предварительным обуче-нием, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности.

Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то мы увидим, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из этого можно сделать вывод, что недирективная помощь это обязательная составляющая успешной социальной ситуации развития детей.

Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоцио-нального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.

Недирективная помощь строится на шести принципах:

    1. Принцип диалогичности означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
    1. Принцип вариативности каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
    1. Принцип доброжелательности педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
    1. Принцип опоры на положительное в ребенке педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
    1. Принцип позитивной эмоциональности важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
    1. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать общение. Нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию. Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Когда мы оказываем недирективную помощь, развиваем у ребенка самостоятельность и иници-ативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.

Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

Категория: методические рекомендации | Добавил: сельчанка (13.02.2019)
Просмотров: 1951 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск